Почти у каждого из нас есть дети. И мы очень волнуемся, когда они болеют. Есть ли у российской медицины эффективные способы защиты детей от инфекционных заболеваний? Как вообще обстоит дело с инфекционными заболеваниями в стране? Эти и другие моменты мы попросили осветить заместителя Министра здравоохранения РФ А.Д.Царегородцева.

- Александр Дмитриевич, какие детские инфекции можно отнести к управляемым, а какие нет?

- К управляемым инфекционным заболеваниям относятся те, уровень распространения которых регулируется иммунопрофилактикой, то есть против которых проводятся профилактические прививки, включенные в календарь профилактических прививок. Это полиомиелит, дифтерия, эпидемический паротит, туберкулез, дифтерия, коклюш, столбняк и противокоревая прививка.

Если говорить о неуправляемой группе инфекций, то здесь, конечно, мы не можем управлять эпидемическим процессом, поскольку у нас нет профилактических прививок. Яркий пример - скарлатина, стрептококковая инфекция, поражающая в основном детей.

- А каковы вообще наши достижения в области вакцинопрофилактики детских инфекций?

- Если говорить о достижениях в области иммунопрофилактики детских инфекций, то нужно отметить тот факт, что после Великой Отечественной войны мы стали создавать отечественные вакцины. Была восстановлена сеть лечебно-профилактических учреждений, в том числе и службы охраны материнства и детства, и, соответственно, стали проводиться профилактические прививки против целой группы инфекционных заболеваний. Уже начиная с 50-х годов уровень инфекционных заболеваний у детей стал неуклонно снижаться. В частности, в 60-е годы заболеваемость полиомиелитом была снижена в 82 раза, заболеваемость дифтерией - в 56 раз, в 8-12 раз была снижена заболеваемость корью, в 6-8 раз - коклюшем. Если в 50-е годы фиксировались целые эпидемические вспышки полиомиелита и дифтерии, то уже в 60-х годах уровень заболеваемости был доведен до спорадической, то есть регистрировались единичные случаи.

До 70-х годов не было прививки против паротита. Однако, после введения профилактической прививки против эпидемического паротита в календарь заболеваемость неуклонно стала снижаться, то есть эта инфекция стала относиться к управляемым.

- Скажите, а какие новые вакцины планируется ввести в календарь прививок и какие еще необходимо ввести?

- Последнее наше достижение - это внедрение в практику здравоохранения вакцины против гепатита В. А что касается второй части вопроса, то необходимо предусмотреть разработку трехкомпонентной вакцины против кори, паротита и краснухи, ареактогенной вакцины против коклюша, менингококковой вакцины типов А, В, С. Весьма актуальна разработка и производство иммуноглобулинов направленного действия (антирабического, противодифтерийного, против геморрагической лихорадки с почечным синдромом и других).

- А насколько актуальна сейчас проблема заболевания и профилактики вирусного гепатита?

- В мире глобальное распространение имеет гепатит типа В. В России, например, в сравнении с 1994 годом, уровень заболеваемости вырос на 31,7%, среди детей - на 18,8%. Особенно неблагополучными по заболеваемости гепатитом В являются Республика Тыва, ТДМПкая, ДМПкая, Кемеровская, Тюменская и Самарская области, Красноярский край.

Как я уже говорил, в Российской Федерации рекомендована в практику здравоохранения отечественная вакцина против гепатита В. Однако уровень финансирования на 1997 год не позволяет нам закупить даже половину необходимого количества вакцин.

- Существует термин - патоморфоз, то есть изменение типичной картины заболевания с течением времени. Как изменилась картина детских инфекций на Вашей памяти?

- Что касается изменения клинической картины инфекционных заболеваний на фоне иммунопрофилактики, надо сказать, что существенно изменилась тяжесть клинического течения. То есть стали превалировать легкие и средне-тяжелые формы инфекционных заболеваний. Не стало гипертоксических, тяжелых форм, которые сопровождались, как правило, летальным исходом. В основном инфекционные заболевания детского возраста в управляемой группе инфекций стали протекать значительно легче. Что касается течения заболевания у не привитых, то оно, безусловно, отличается большей тяжестью и наличием значительного числа осложнений. Клиника здесь, в общем, осталась типичной, поскольку нет таких факторов, которые влияли бы на клиническое течение. Типичной осталась дифтерия, остался типичным полиомиелит и коклюш.

Все клинические признаки, типичные для инфекционных заболеваний, у привитых и у не привитых не имеют особенностей. Речь идет только о более легком течении заболевания у привитых детей.

- Правда ли, что, несмотря на увеличение доли стертых форм заболевания, практический врач, в основном, вынужден опираться на клиническую картину, а не на дополнительные лабораторные методы исследования?

- Несмотря на увеличение стертых форм заболевания, практический врач в любом случае основывается при диагностике на клинические признаки заболевания. Он основывает свой диагноз на данных анамнеза. При диагностике инфекционных заболеваний, кроме анамнеза, большое значение имеет и эпидемиологический анамнез, то есть указание на наличие контакта с тем или иным инфекционным больным. Плюс к этому - клиническая картина заболевания. Все остальные лабораторные методы исследования называются дополнительными.

Безусловно, когда имеют место стертые формы заболевания, они могут быть не опасны для больного, но представляют большую опасность для окружающих. Поскольку больные переносят заболевание чаще на ногах, посещают детские коллективы, распространяют инфекцию и, тем самым, представляют угрозу как источник инфекции. Поэтому вопросы своевременной диагностики стертых форм инфекционных заболеваний имеют большое значение.

И вот здесь нам, как никогда, нужны экспрессные методы диагностики, когда в течение короткого времени можно поставить диагноз.

Бактериологический или серологический метод диагностики, особенно при приеме антибиотиков или на фоне антибактериальной терапии, может и не определить микроб. Вирусологический метод занимает порядка 30 дней - это очень трудоемкий метод. Поэтому сейчас должны применяться методы экспресс-диагностики. Необходимо разрабатывать специальные тестовые системы, которые позволят осуществлять раннюю диагностику. Например, метод иммунофлюоресцентной диагностики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, когда в течение 4 часов после взятия материала у больного уже можно поставить диагноз. Обнаружение того или иного вирусного антигена позволяет подтвердить то или иное заболевание.

- А каковы в общем успехи медицины в борьбе с детскими инфекциями и что еще не сделано?

- Надо сказать, что успехи в управляемой группе инфекций - это качественная иммунопрофилактика. Эпидемический подъем дифтерии в 1992-93, особенно в 1994-95 годах связан с тем, что были серьезные упущения в организации профилактических прививок. Привитыми у нас являлись до 40-50% детей. А для того, чтобы надежно защитить детей, нужно обеспечить не менее 95% иммунную прослойку. Только в 1996 году удалось переломить эпидемию дифтерии, когда мы почти до 90% увеличили охват профилактическими прививками.

Или, скажем, проведение Национальных дней иммунизации против полиомиелита в марте-апреле 1996 года позволило снять угрозу эпидемии.

Введение вакцинации против кори позволило более чем в сто раз снизить заболеваемость. Однако эпидемический процесс кори по-прежнему поддерживается за счет не привитых контингентов населения. Следует отметить, что на многих территориях, в частности в Республиках Башкортостан, Дагестан, Саха, Ингушетия, Ивановской области показатели заболеваемости значительно превышают среднероссийский уровень.